19.07.18

Что будет с автопромом после отмены льгот на ввоз комплектующих?

Россия недавно отменила льготы на импорт автокомпонентов, несмотря на то, что у ряда автоконцернов действие соглашений о «промсборке» еще не закончилось. Подтолкнет ли это производителей иномарок к расширению закупок у местных поставщиков или, напротив, сделает более выгодным ввоз автомобилей из-за рубежа?

По требованию ВТО Россия с 1 июля 2018 года отменила льготы на импорт комплектующих для производства автомобилей в рамках режима промышленной сборки, который впервые был введен в 2005 году. Напомним, автопроизводители, заключившие с Минэконоразвития соглашения о «промсборке», могли ввозить компоненты беспошлинно или по минимальной ставке от 3 до 5% (вместо 5-15%). Изначально льготы предоставлялись при условии локализации 30% автокомпонентов, однако действие таких соглашений уже истекло. В рамках так называемого второго режима «промсборки», действующего до сих пор, требования были ужесточены: его участники, в частности, должны создать мощности по выпуску до 350 тысяч автомобилей в год и локализовать не менее 60% комплектующих, в том числе за счет двигателей или коробок передач. Несмотря на вступление России в ВТО, противоречащие правилам этой организации льготы, согласно достигнутым договоренностям, были сохранены на переходный период до 1 июля 2018 года. За это время, как планировалось, подавляющее большинство участников «промсборки» должны выйти на полную окупаемость инвестиционных проектов и начать получать чистую прибыль на вложенные средства.

«Российское правительство, с одной стороны, стремится поддержать отечественное производство легковых автомобилей, а с другой – побуждает автопроизводителей повышать степень его локализации. Безусловно, на этом пути достигнуты большие успехи: ТОП-25 самых продаваемых моделей на российском рынке произведены локально, развивается также и местное автокомпонентное производство. Концерны Ford, Renault-Nissan-АВТОВАЗ и Volkswagen запустили производство двигателей в России, и именно ими комплектуются объемообразующие модели концернов, – комментирует директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. – В то же время даже в автомобилях исконно отечественных брендов есть значительная доля импортных компонентов, и их подорожание напрямую отразится на цене машин. Между стоимостью автомобиля и объемами продаж есть прямая связь, особенно очевидная в массовом сегменте».

По мнению директора филиала «Авилон. Hyundai» Алексея Гуляева, в текущих условиях рынка отмена льгот на беспошлинный ввоз автокомпонентов приведет к очередному росту цен на автомобили. Если это произойдет, спрос сократится и, возможно, часть моделей уйдет с российского рынка.

Удар или стимул?

Между тем, только за шесть месяцев текущего года цены на новые автомобили в салонах официальных дилеров, согласно оценке агентства «АВТОСТАТ», выросли в среднем на 7,4%. А в целом с начала кризиса (с сентября 2014 года) автомобили в среднем подорожали уже на 59%.

Как говорит Владимир Мирошников, в последнее время авторынок испытал влияние целого ряда негативных факторов: повышение акцизов и утилизационного сбора, окончание программ господдержки, а теперь – вероятное повышение НДС. Все это подталкивает цены на автомобили вверх, и можно прогнозировать, что они будут расти и дальше. С одной стороны, это побуждает многих покупателей не откладывать приобретение автомобиля, чтобы успеть до очередного подорожания. С другой стороны, уже в среднесрочной перспективе участники рынка могут столкнуться с сокращением платежеспособного спроса.

«В условиях нестабильных объемов сбыта на местном рынке мировым автопроизводителям невыгодно развивать локальное производство и углублять локализацию. Вероятно, в правительстве понимают это, тем более, что оно уже имеет большой опыт использования мер стимулирования спроса на авторынке, доказавших свою эффективность», – рассуждает Владимир Мирошников.

А вот директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич, напротив, считает, что отмена льгот на беспошлинный ввоз автокомпонентов в рамках режима «промсборки» – это очередной шаг, подталкивающий автопроизводителей к максимальной локализации производства на территории России. По его словам, доля импортных комплектующих в производстве автомобилей иностранных марок в России, которые подпадали под режим промышленной сборки, составляет 75-78%. Таким образом, установление для этих производителей пошлин на импорт автокомпонентов в размере 5-10% их стоимости может привести к автоматическому росту цен на готовую продукцию на 4-8%.

Пошлины оплатит государство
Впрочем, сроки действующих соглашений о промышленной сборке истекают только в 2019-2020 годах, и до этого времени автопроизводителям обещаны компенсации до 90% затрат, возникающих с 1 июля 2018 года при повышении таможенных пошлин на автокомпоненты. Согласно проекту обновленных правил предоставления госсубсидий автопроизводителям, гарантией получения компенсаций является выполнение обязательств по соглашениям о «промсборке». В случае их нарушения субсидия возвращается в федеральный бюджет в полном объеме. В настоящее время соответствующий проект постановления проходит стадию общественного обсуждения, и когда он может быть принят правительством, пока неизвестно.
В большинстве автоконцернов, имеющих соглашения о «промсборке», предпочли не комментировать ситуацию с отменой льгот на ввоз автокомпонентов. А вот в компании Nissan, чей завод в Санкт-Петербурге продолжает работу на условиях режима промышленной сборки, рассказали, что находятся в тесном контакте с государственными органами, регулирующими условия импорта компонентов для промышленной сборки и внимательно отслеживают все изменения в этой области.
«Для нивелирования рисков, связанных с возможным увеличением таможенных пошлин на импортные компоненты в будущем, требуется грамотная стратегия государства, направленная на развитие локальных поставщиков, что в свою очередь позволит увеличить ассортимент и качество локально произведенных компонентов, а также может существенным образом повлиять на ситуацию с конкурентоспособностью произведенных в России автомобилей. Для успешной реализации такой стратегии, в первую очередь важен объем локального рынка, рост которого позволил бы сохранить инвестиционную привлекательность России для локализации компонентного производства. Государственные программы, направленные на увеличение объема внутреннего рынка России, позволили бы сохранить производство локальных автомобилей на конкурентоспособном уровне и существенно помочь с развитием локальной автокомпонентой отрасли», – заявили в пресс-службе Nissan.
На смену «промсборке»
В свою очередь, российское правительство разрабатывает новый формат будущего инвестрежима для автопроизводителей, который должен появиться после завершения соглашений о «промсборке» и, как планируют в Минпромторге, будет сформирован на специнвестконтрактах. Механизм СПИКов предполагает, что автоконцерны берут на себя обязательства по использованию определенных компонентов российского производства, которые они могут выбирать сами (среди них – двигатель, трансмиссия, система управления, система автоматической помощи водителю, гибридные двигательные установки и др.). Кроме того, обязательным условием для заключения специнвестконтракта будет экспорт не менее 20% выпускаемых в России автомобилей. С момента заключения СПИКа, срок действия которого в настоящее время составляет 10 лет, инвесторы могут получать налоговые послабления, а также доступ к госзакупкам и программам стимулирования спроса. Однако объем господдержки предлагается определять индивидуально для каждого инвестора в зависимости от числа технологических операций, что вызывает критику со стороны многих участников отрасли в связи с непрозрачностью такого формата инвестрежима и распределения субсидий.
По мнению Евгения Гришкевича, инвесторов отпугивает то, что набор и размер предполагаемых преференций заранее не определены. В то же время эксперт отмечает, что требование к автопроизводителям по локализации производства двигателей и трансмиссий сразу дает фору тем игрокам, которые уже успели это сделать. В частности, это Volkswagen, Ford Sollers и Renault-Nissan. Очевидно, для них повышаются шансы улучшить свои позиции на российском рынке в ближайшие годы.
В свою очередь, в пресс-службе Nissan заявили, что в дальнейшей работе компании, как и большинству автопроизводителей, хотелось бы иметь прозрачные условия работы на российском рынке с понятными и достижимыми критериями признания продукции локальной и перечнем гарантированных мер государственной поддержки, направленной на развитие автомобильной отрасли. «Любой механизм, который будет отвечать этим требованиям будет способствовать развитию конкурентоспособного производства в России», – считают в компании Nissan.

Автостат.