27.05.24

Проблему персонала в логистике переложили на искусственный интеллект

В логистике усиливается кадровый голод. Сложнее всего сегодня нанять водителей грузовиков и складских линейных сотрудников. Компании срочно сокращают объем рутинных операций с помощью новых технологий. Особую ставку делают на беспилотники в грузоперевозках. Пока курсируют 15 таких машин, и Минтранс ждет еще в ближайшее время.

В прошлом году на одну вакансию в логистике приходилось три резюме. Годом ранее резюме было в два раза больше. По данным HeadHunter, на конец 2023 года среднее количество вакансий выросло более чем в полтора раза, до 155,5 тыс., а число резюме сократилось на 10%, до 500 тыс. Очевидно, что без внедрения новых технологий ситуация будет ухудшаться.

Логистические компании, которые активно инвестируют в цифровые технологии, в частности в искусственный интеллект, становятся лидерами отрасли, отмечают в Gartner. Как показал опрос компании, 40% участников цепочек поставок используют искусственный интеллект при прогнозировании спроса, 33% - при управлении заказами, 31% - при планировании поставок, 27% - в логистике и дистрибуции.

"Сегодня искусственный интеллект может заменить сотрудников практически на всех этапах складской логистики и выполнять до 100% отдельных операций: от перемещения паллет из одной зоны в другую до комплектации и отгрузки", - говорит Александр Майер, IT-директор ПЭК.

Перед таким запуском предприятию потребуется перестроить бизнес-процессы на площадке. Инвестировать в роботизацию нужно десятки, а иногда и сотни миллионов рублей, а средний срок окупаемости решения может доходить до 10-15 лет.

Руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин рассказывает, что беспилотные погрузчики управляются складской учетной системой WMS и выполняют перемещения паллет между зонами приемки-отгрузки и хранения товаров на складе. Они минимизируют зависимость от человеческого ресурса, особенно это важно в условиях острого дефицита линейного персонала.

Пока уровень производительности беспилотных погрузчиков чуть ниже, чем у человека. Это связано с приоритетом на безопасность: если в радиус действия погрузчика попадает человек, техника блокируется.

"Мы начали тестирование технологии на двух наших складах еще перед пандемией. Основной результат - кратное наращивание производительности этой операции", - отметил Хомышин.

Александр Майер приводит в пример TMS-системы. Чтобы оптимизировать временные и финансовые затраты на перевозки, ПЭК заранее выстраивает маршруты, отслеживает рейсы в режиме реального времени, контролирует уровень утилизации транспорта, погрузо-разгрузочные работы, своевременность доставки и складские остатки. Эти функции выполняет Центр управления перевозками. На собственной электронной площадке происходит обмен информацией с перевозчиками, мониторинг рейсов. В итоге за год на 3-5% сократилось количество сотрудников на этапах подбора, обработки и отгрузки товаров.

"Мы предложили им другие должности, с меньшим объемом рутинных операций", - рассказал эксперт.

Отечественный рынок логистики ждет масштабирование беспилотных грузоперевозок. К 2030 году объем рынка беспилотного и автономного транспорта в мире вырастет в 2-4 раза, прогнозируют аналитики SBS Consulting, в частности сегмент грузовых беспилотников - в 2,2 раза.

По словам заместителя министра транспорта РФ Дмитрия Баканова, менее года назад были запущены грузовые беспилотники. Начинали с трех КамАЗов, сейчас их уже пятнадцать. Работают два оператора.

"Ждем остальных участников", - сказал замминистра.

Среди наиболее ярких примеров использования робототехники и технологий ИИ Дмитрий Баканов выделил беспилотный логистический коридор на трассе М-11 "Нева", по которому курсирует грузовой беспилотный транспорт, запуск автономного судовождения, эксперимент по управлению беспилотными скоростными поездами "Ласточка", проекты "свободный поток" и анализ психофизического состояния водителя с помощью системы видеоконтроля.

По данным Минтранса России, к 2030 году в беспилотный логистический коридор будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог. Планируется, что к этому времени коммерческая скорость доставки грузов будет увеличена на 25%, до 75 км/ч, а себестоимость перевозки для логистических компаний снизится более чем на 10%.

"За июнь-октябрь 2023 года ПЭК совместно с ПАО "КамАЗ" выполнили 160 рейсов и доставил более 1,9 тыс. тонн грузов. Нам удалось вдвое сократить время перевозки по трассе М-11 - с 20 до 10 часов. В перспективе рассчитываем снизить себестоимость за счет непрерывного движения транспортных средств и оптимизации расходов. Летом этого года наша компания планирует масштабировать беспилотные грузоперевозки", - говорит Александр Майер.

Технология оценки качества вождения водителей с применением искусственного интеллекта и больших данных уже появилась в России. Контролем поведения водителя на дороге, анализом его стиля управления транспортным средством занимается искусственный интеллект, обученный на массиве данных, собранном со всего мира. Нейросеть оценивает свыше 100 критериев, влияющих на качество вождения и риски попадания водителя в ДТП.

"Так компании могут снизить риски аварий и повреждений грузов, а также оптимизировать расходы на обслуживание и ремонт парка автомобилей", - отметил Евгений Черных, генеральный директор проекта Exodrive.

С 1 марта 2023 года появилась возможность в электронном виде оформить путевой лист (ЭПЛ). Его можно использовать с другим цифровым сервисом - дистанционным предрейсовым контролем водителя. Впервые за 20 лет произошел кардинальный пересмотр правового регулирования этой сферы автоперевозок.

В ближайшие два года планируют создать Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу - "ГосЛог" (государственная логистика). Ее задача - убрать с рынка бумажные документы и проводить сквозную "прослеживаемость" при мультимодальной перевозке всех грузов.

Российская газета